|
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения
сшедшаго с небес и воплотившагося
от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,
и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго,
Иже от Отца исходящего,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима,
глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых,
и жизни будущаго века.
Аминь.
|
|
|
святитель Григорий Богослов
слово 27
против евномиан о богословии
первое или предварительное.
Избранное.
Любомудрствовать о Боге можно не всякому,
—да! не
всякому.
—Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле!
Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким
и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем, и сколько.
Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способны к сему
люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде
всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Для
нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как
для слабого зрения к солнечному лучу.
Когда же можно?
—Когда бываем
свободны от внешней тины и мятежа,
когда владычественное в нас
не сливается с негодными и блуждающими образами, как красота письмен
перемешанных письменами худыми, или как благовоние мира смешанного с
грязью. Ибо действительно нужно упраздниться, чтоб
разуметь Бога (Пс. 45, 11), и егда приимем время, судить о
правоте Богословия (Пс, 74, 3).
— Пред кем же можно?
—Пред теми,
которые занимаются сим тщательно, а не на ряду с прочим толкуют с
удовольствием и об этом после конских ристаний, зрелищ и песней, по
удовлетворении чреву и тому, что хуже чрева; ибо для последних
составляет часть забавы и то, чтоб поспорить о таких предметах и
отличиться тонкостью возражений.
О чем же должно любомудрствовать, и
в какой мере?
— О том, что доступно для нас и в такой мере, до какой
простираются состояние и способность разумения в слушателе. Иначе,
как превышающие меру звуки или яства вредят одни слуху, другие телу,
или, если угодно, как тяжести вредны поднимающим не по силам, и
сильные дожди — земле; так и слушатели утратят прежние силы, если
их, скажу так, обременить и подавить грузом трудных учений.
Евномиане отрицали не только единосущие, но и подобосущие Бога Отца
и Бога Сына. Сверх сего они учили, что можно совершенно постигнуть
Бога умом человеческим, Против этого последнего лжеучения Eвнoмия
направлено настоящее слово.
|