|
Не приемли имени Господа Бога твоего всуе
Это значит: не
произноси имени Бога твоего напрасно.
1. Господи, мы все грешны, нарушая эту заповедь Твою и даже не
понимаем, какие страшные преступления совершаем! Всякий ужаснется
назвать себя богохульником. В нашем представлении богохульники – это
ожесточенно неверующие люди. Мы, верующие, ходим в храм, приступаем
к Таинствам Церкви... И все же мы богохульники:
– ибо в несчастьях и болезнях мы ропщем на Бога, осуждая тем
самым Промысел Божий и волю Божию;
– есть среди нас, малодушных христиан, и такие, которые, не
имея терпения перенести без ропота ту или иную скорбь или утеснение,
открыто заявляют: "Бога нет!", а если не говорят, то мыслят так.
Кайтесь с горьким сокрушением сердечным, кайтесь пред Господом в
этих богохульных словах;
– а может, кто из вас еще дерзал винить Бога даже в том, что
он попускает людям грешить? "Разве я виновата, что у меня такой
характер, это от рождения..." или; "Если бы Бог был, разве допустил
бы Он войны, грабежи, убийства, смерть детей и людей в юном
возрасте" и т. д. И эти слова и мысли принадлежат христианам?!
Господи, прости нас, явных богохульников!
2. Есть среди нас еще и такие маловеры, которые искушают Бога,
говоря Господу дерзкие слова:
"Если Ты, Господи, есть, то исполни то или иное мое желание, а
если не исполнится мое желание, то Тебя нет!" И все это из уст не
только приходящих к вере, а людей называющих себя глубоко верующими!
Господи,
прости нас, грешных!
Мы уже
уподобляемся тем хулитепям, которые на Голгофе издевались над
распятым на кресте Богом! Вспомните слова злодея, повешенного рядом:
"...если Ты Христос, спаси Себя и нас" (Лк. 23, 39). Если у кого из
кающихся сегодня были подобные дерзкие обращения к Господу, кайтесь
с горьким сокрушением, кайтесь:
Господи, прости нас, богохульников!
3. Господи, мы грешим постоянно, употребляя имя Твое в пустых
разговорах, как присловье.
Прислушайтесь к разговору безбожников. Там вся речь пересыпана
поминанием то Бога, то темной силы. Но они-то – безбожники, для них
это действительно присловье. А наша речь, чем она отличается от речи
безбожников?! Мы также, ничтоже сумняшеся, без страха и благоговения
пересыпаем свою речь именем Божиим, Его Пречистой Матери и святых
угодников Божиих.
Мало того! Мы еще дерзаем божиться и клясться именем Божиим,
да еще иногда прикрываем этой божбой явную ложь. И все это
бесстрашно творим перед всевидящим оком Божиим!
Господи, помилуй нас,
грешных!
И если еще до
сих пор не настигла нас кара Божия, то это только по великому
долготерпению Божиему.
Кайтесь, кто дерзал клясться и великим даром – своей жизнью,
здоровьем своим и даже детей своих.
Кайтесь не только те, кто сам клялся и божился, но и те из
вас, кто упрямым недоверием к ближнему вынуждал его прибегать к
клятве, или еще страшнее, не требовал ли кто у кого таких страшных
клятв?
Господи, еще мы и кощунники...
Те из нас, кто побойчее на язык, к несчастью своему, частенько
употребляли слова молитв. Святого Евангелия, слова Апостолов в
шутку. Может, кто из нас передразнивал или пересмеивал в шутку
священников, которые нам почему-то смешны или раздражают, – это тоже
кощунство.
Кто из вас читает или поет в храме во время богослужения,
всегда ли должным образом внимательны в чтении и пении? Иногда
только одно слово, прочитанное или пропетое неправильно, а смысл
фразы искажается так, что вместо славословия получается кощунство,
хотя невольное, но произнесенное или пропетое в храме, в момент
богослужения.
Господи, прости нас, злобных или просто пустословных
кощунников!
4. Все мы без исключения грешим против третьей заповеди
невнимательною молитвою. Можно прослушать в храме весь дневной круг
богослужений, можно прочитать все до единой молитвы утреннего и
вечернего домашнего правила – и не только не помолиться, а только
согрешить, приемля имя Господа всуе. Конечно, ничем не развлекаемая
молитва – это дар Божий трудящемуся в подвиге молитвенном.
Мы же должны всячески следить за собою и с предельным
вниманием сосредоточивать себя на словах молитвы, нудить себя ко
вниманию, возвращать к словам молитвы убегающие мысли.
Мы же, придя на богомолье, простаиваем подряд все монастырские
службы, из храма почти не выходим и, очевидно, воображаем себя
необыкновенными молитвенниками. А, может быть, дома, в своих храмах,
ничем не развлекаемые, мы одну какую-нибудь службу или, по занятости
своей, только акафист прослушаем, и лучше, чище, глубже можем
помолиться.
Внимайте себе! И кайтесь Господу в глубоком несовершенстве
ваших молитв.
Господи,
прости нас, грешных!
5. Господи!
Согрешая против Твоей заповеди, мы еще делаемся
клятвопреступниками.
Сколько раз мы нарушали обеты, данные перед Крестом и
Евангелием?! Принимая Таинство Крещения, мы отрицались от сатаны и
всех дел его и обещались, сочетавшись Христу, служить Ему всею своею
жизнью. Сколько раз мы нарушали это обещание?!
Господи,
прости нас, грешных!
Подходя к
Кресту и Евангелию при Таинстве Исповеди, сколько раз мы давали
обещание Господу разорвать греховные навыки? И вот стоим сейчас
здесь снова, по рукам и ногам связанные путами многосплетенных
страстей и греховных привычек, и сознаем ли мы, что нарушили клятву,
данную нами много раз Господу при Таинстве Покаяния? "...Тмами
обещах Тебе, страстный, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный"
(канон Иисусу Сладчайшему, 7-я песнь).
Прости нас. Господи, и в этот раз!
Иноки, давшие обеты пред Крестим и Евангелием, разве удержали
в чистоте все свои иноческие обеты? Сейчас из-за отсутствия
монастырей некоторые стремятся сознательно или без должного даже
понимания, живя в миру, и даже в семьях, принимать на себя иноческие
обеты. И к великому ужасу, по наущению врага спасения нашего, бытует
даже такое мнение, что монах в миру – это не монах в монастыре, что
монаху в миру не обязательно соблюдать со всею строгостью все
иноческие обеты. Это же только наше безумие может так говорить. Где
бы и при каких обстоятельствах ни жил человек, принявший иноческие
обеты, если он их не выполнит, он клятвопреступник.
Господи,
прости нас, грешных!
И мы,
священнослужители, принимая духовный сан, клятвенно обещаем перед
Богом проходить священническое служение согласно со словом Божиим, с
правилами церковными и с указаниями церковного начальства. И тоже,
по немощи естества, нарушаем данную перед Богом присягу. А
неисполнение бесчисленных наших обетов, когда мы даем Господу
обещание что-то исполнить, а по получении желаемого от Господа,
забываем или медлим это выполнить! Лучше уж ничего не обещать, а
если уж обещал, то немедленно исполнять. Сейчас же примите решение
немедленно, при первой возможности выполнить данные обеты и
остерегаться давать новые.
6. Загляните в свою совесть, будучи верующими христианами, не
стыдились ли мы показаться набожными и вообще христианами в кругу
мирских людей. Да еще, может быть, сами, будучи малодушными,
неуважительно и насмешливо относились к людям благочестивым и
набожным: "Вот она что-то в церковь зачастила! Уж совсем Богу
замолилась!" Не произносили ли и мы эти или им подобные слова, или,
если не произносили, то думали так скверно?
Господи,
прости нас, грешных!
Может быть, не
имея терпения подождать своей очереди и сами не умея каяться,
осуждали тех, кто подольше задерживается на исповеди у аналоя. А кто
запрещает тебе самому внимательно подумать заранее о своей жизни,
приготовляясь к исповеди в течении нескольких дней говения, чтобы
было в чем каяться.
Мы осуждаем тех, кто часто дерзает приступать к Святым Тайнам.
Но это уже совсем не наше дело, а дело совести человека и его
духовника или исповедавшего священника. Разве мы можем знать, кто
достойно, а кто недостойно причащается Святых Христовых Тайн?
7. А если не осуждать других, часто причащающихся и
приступающих к Таинству Исповеди, а посмотреть на себя? Мы же почти
все грешим, невнимательно готовясь к исповеди и Святому Причащению.
Жизнь христианина есть жизнь благодатная. Эта жизнь есть
следствие общения с Господом. Самым действенным и самым близким это
общение бывает через причащение Святых Тела и Крови Господа Иисуса
Христа. "Аз есмь хлеб животный", – сказал Господь. – "Ядый Мою Плоть
и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем", "...Аз живу Отца
ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради" (Ин. 6, 48, 56, 57).
Причащение Святых Христовых Тайн – это благодатный источник
сохранения и укрепления нашей духовной жизни. Поэтому с самого
начала христианства истинные ревнители благочестия поставили первым
благом частое приобщение. Но все мы должны помнить, что Господь –
Источник жизни, оживляющий причащающихся Его, есть вместе с тем и
огнь поядающий, и не быть легкомысленными и невнимательными.
Достойно причащающийся вкушает жизнь, а недостойно причащающийся
вкушает смерть. Хотя смерть эта не часто последует видимо, но
невидимо совершается в духе и сердце человека. Вот иногда мы слышим,
что кто-то причастился и, не дойдя до дома, умер по той или иной
причине. "Ну, слава Богу, только что причастился человек, каждому бы
так умереть". Как еще сказать: счастливая ли это смерть, а может
быть, и эта смерть – следствие недостойного причащения Святых
Христовых Тайн, от чего сохрани нас, Господи!
Но не думайте, что мы не в силах достойно приготовиться ко
Святому Причащению. Мы должны со своей стороны употребить все
возможные усилия к подготовке, а приступать к Таинству нужно, по
слову преподобного Серафима Саровского, "в смиренном токмо сознании
всегреховности своей", иначе мнимое "достоинство" отгонит благодать
Божию, как дым пчелу.
В чем же должно заключаться посильное приготовление к
Таинству? Послушайте, что повелевает Устав церковный: "Егда хочет
кто причаститься Святых Христовых Тайн, подобает ему сохранити всю
седмицу, от понедельника пребывая в посте, молитве и трезвости
совершенной всеконечно, и тогда со страхом и великим благоговением
приимет Пречистые Тайны".
Многие из вас по немощи и обремененности житейскими
попечениями и различными обстоятельствами, зачастую от нас не
зависящими, не в состоянии говеть неделю. Но, во всяком случае, хоть
два-три дня необходимо соблюсти пост.
В канун Святого Причащения сходить в храм по возможности.
После полуночи нельзя ничего вкушать или пить, никаких лекарств,
даже святой воды. Если кто подвержен страсти табакокурения, да не
дерзнет осквернить уста папиросой.
Необходимо и душу приготовить к Таинству Исповеди и Святого
Причащения. Прочитать дома правило ко Святому Причащению, которое
состоит из канонов Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю и
канона ко Святому Причащению. У кого нет этих молитвословий,
постарайтесь достать, переписать, кто может. А уж если кто не умеет
читать, или плохо видит, или нет условий прочесть правило, то
постарайтесь с сокрушенным сердцем почитать побольше молитву
Иисусову: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго
(грешную)". А в храме внимательнейшим образом прослушаем читаемые
молитвы перед Причащением. Так или иначе, соизмеряя свои силы и
примеряясь к обстоятельствам, необходимо сосредоточиться,
приготовиться к принятию в дом души своея Великого Гостя.
Святое Причащение предваряется Таинством Покаяния. Многие из
нас совсем не умеют каяться, и даже в оправдание себе говорят: "Не
умею каяться!" А разве тебе не известны заповеди Господа?
Большинству известны! Кто лучше самого человека знает о своих делах,
мыслях, чувствах? Только надо потрудиться дома, сосредоточиться,
оглянуться на свою жизнь, на себя: так ли я живу, как велит Господь?
Общая исповедь – это напоминание общих грехов. Если по причине
многолюдства и прочих обстоятельств нет возможности индивидуальной
исповеди в храме, то дома, пред лицом Господа, надо продумать свою
жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией. Проверить себя:
как я веду себя с ближними дома, с сотрудниками на работе, на улице,
в храме, в магазине, в поезде, в автобусе. Какие мысли меня
занимают, какие интересы влекут, какого содержания мои разговоры с
окружающими, и соответствует ли все мое поведение
тому, что требует от меня Господь, как от христианина. Приучишь себя
к такой проверке, такому самоанализу, тогда откроется тебе такая
бездна грехов в твоей душе, что тебе и в голову не придет осуждать
тех, кто кается долго и причащается часто. Не до того будет.
Господи, помоги нам
научиться каяться!
|