|
IX.1. Христиане призваны быть
законопослушными гражданами земного отечества, принимая, что всякая душа должна
быть "покорна высшим властям" (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову
заповедь воздавать "кесарево кесарю, а Божие Богу" (Лк. 20. 25). Но человеческая
греховность порождает преступления - нарушения границ, положенных законом.
Вместе с тем понятие греха, установленное православными нравственными нормами,
гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях.
Главным источником преступления является
помраченное состояние человеческой души: "Из сердца исходят злые
помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи,
лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15. 19). Необходимо также признать,
что подчас преступности способствуют экономические и социальные
обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие
законного порядка. Криминальные сообщества могут проникать в
государственные учреждения, дабы использовать их в своих целях.
Наконец, сама власть, совершая противозаконные действия, может
становиться правонарушителем. Особенно опасна преступность,
прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами, –
терроризм и тому подобное.
Для сдерживания проявлений беззакония государство
создает правоохранительные органы, целью которых является
предупреждение, предотвращение и расследование преступлений, а также
наказание и перевоспитание лиц, их совершивших. Однако важные задачи
искоренения преступности и исправления оступившихся стоят не только
перед специальными учреждениями и даже не только перед государством,
но перед всем народом, а значит, и перед Церковью.
IX.2. Профилактика преступности возможна
прежде всего через воспитание и просвещение, направленные на
утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В
этом деле Православная Церковь призвана к активному взаимодействию
со школой, средствами массовой информации, правоохранительными
органами. При отсутствии в народе положительного нравственного
идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут
остановить злой воли. Именно поэтому лучшей формой
предотвращения нарушений закона является проповедь честного и
достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества.
Пристальное внимание при этом нужно уделять лицам, входящим в так
называемые группы риска или уже совершившим первые
правонарушения. К таким людям должно быть обращено особое пастырское
и просветительское попечение. Православные священнослужители и
миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин
преступности, заботясь о справедливом устроении государства и
экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена
общества.
Вместе с тем Церковь настаивает на
необходимости человечного отношения к подозреваемым, подследственным
и гражданам, уличенным в намерении нарушить закон. Жестокое и
недостойное обращение с такими людьми способно укрепить их на
неправом пути или толкнуть на него. Вот почему лица, не осужденные
по законному приговору, даже находясь под стражей, не должны
ущемляться в основных правах. Им необходимо гарантировать защиту и
непредвзятый суд. Церковью осуждаются пытки и различные формы
унижения подследственных. Даже в целях помощи правоохранительным
органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную
охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления). В
своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние
узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной
исповеди.
Норма, предполагающая защиту
тайны исповеди, содержится в законодательстве многих современных
государств, в том числе в Конституции Российской Федерации и
российском Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Священнослужитель призван проявлять особую
пастырскую чуткость в случаях, когда на исповеди ему становится
известно о готовящемся преступлении. Без исключений и при любых
обстоятельствах свято сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно
обязан предпринять все возможные усилия для того, чтобы преступный
умысел не осуществился. В первую очередь это касается опасности
человекоубийства, особенно массовых жертв, возможных в случае
совершения террористического акта или исполнения преступного приказа
во время войны. Помня об одинаковой ценности души потенциального
преступника и намеченной им жертвы, священнослужитель должен
призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от
злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь
может, заботясь о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других
обстоятельств, способных открыть его личность, - предупредить тех,
чьей жизни угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю
надлежит обращаться к епархиальному архиерею.
IX.3. Совершенное и осужденное по закону
преступление предполагает справедливое наказание. Смысл его состоит
в исправлении человека, нарушившего закон, а также в ограждении
общества от преступника и в пресечении его противоправной
деятельности. Церковь, не становясь судьей человеку,
преступившему закон, призвана нести попечение о его душе. Именно
поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство
внутреннего очищения согрешившего.
Творец, устанавливая наказание
преступникам, говорит Израилю: "Истреби зло из среды себя" (Втор.
21. 21). Покарание преступившего закон служит к научению людям. Так,
полагая наказание за лжепророчество, Бог глаголет Моисею: "Весь
Израиль услышит сие, и убоится, и не станут впредь делать среди тебя
такого зла" (Втор. 13. 11). В Притчах Соломоновых читаем: "Если ты
накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если
обличишь разумного, то он поймет наставление" (Притч. 19. 25).
Ветхозаветная традиция знает несколько видов наказания: смертную
казнь, изгнание, ограничение свободы, телесное наказание, денежную
пеню или предписание принести жертву на религиозные цели.
Заключение, изгнание (ссылка), исправительные
работы и штраф сохраняются в качестве наказания и в современном
мире. Все эти виды судебной кары не только имеют смысл с точки
зрения ограждения общества от злой воли преступника, но и призваны
служить его исправлению. Так, лишение или ограничение свободы дает
человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить
собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным.
Труд способствует воспитанию личности в созидательном духе,
позволяет приобрести полезные навыки. В процессе исправительного
труда греховная стихия в недрах души должна уступить место
созиданию, порядку, душевному миру. Вместе с тем важно, чтобы лица,
находящиеся в местах лишения свободы, не испытывали бесчеловечного
обращения, чтобы условия их содержания были такими, при которых их
жизнь и здоровье не подвергались бы опасности, а на их нравственное
состояние не влиял бы пагубный пример других узников. Для этого
государство призвано заботиться о заключенных, и в этой заботе ему
должны помогать общество и Церковь.
В христианстве доброе отношение к узникам ради их
исправления имеет глубокую основу. Господь Иисус сравнивает
благотворение заключенным со служением Себе: "В темнице был, и вы
пришли ко Мне" (Мф. 25. 36). История сохранила множество примеров
помощи святых угодников Божиих людям, находящимся в заключении.
Русская православная традиция искони предполагала милость к падшим.
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, обратился в тюремной
вологодской церкви к заключенным с таким словом: "Не для обличения
вас пришли мы сюда, а чтобы преподать вам утешение и назидание.
Видите сами, как Святая Церковь со всеми Таинствами своими
приблизилась к вам, не удаляйтесь же и вы от нее, приблизьтесь к ней
верою, покаянием и исправлением своих нравов… Спаситель и теперь
простирает со креста руки ко всем кающимся; покайтесь и вы, и
прейдете от смерти в жизнь!"
Исполняя свое служение в местах лишения
свободы, Церковь должна устроять там храмы и молитвенные комнаты,
совершать Таинства и богослужения, проводить пастырские беседы с
заключенными, распространять духовную литературу. При этом особенно
важен личный контакт с лишенными свободы, включая посещение мест их
непосредственного нахождения. Заслуживают всяческого поощрения
переписка с осужденными, сбор и передача одежды, лекарственных
препаратов и других необходимых вещей. Такая деятельность должна
быть направлена не только на облегчение тяжелой участи заключенных,
но и на помощь в нравственном исцелении искалеченных душ. Их боль
является болью всей Матери-Церкви, которая радуется радостью
небесной и "об одном грешнике кающемся" (Лк. 15. 10).
Возрождение душепопечения о заключенных становится важнейшим
направлением пастырского и миссионерского делания, нуждающимся в
поддержке и развитии.
Особая мера наказания – смертная казнь –
признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены
нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и
историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь
часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об
осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания.
Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании
людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с
середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне
редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с
телесной смертью - именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения
о приговоренных к высшей мере наказания.
Отмена смертной казни дает больше возможностей
для пастырской работы с оступившимся и для его собственного
покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь
должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную
ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие
государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее
на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда
предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги
государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об
отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом
свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной
и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни
благонамеренных членов общества.
IX.4. Желая содействовать преодолению
преступности, Церковь взаимодействует с правоохранительными
учреждениями. Уважая труд их работников, направленный на защиту
граждан и отечества от преступных посягательств, а также на
исправление оступившихся, - Церковь протягивает им руку помощи.
Такая помощь может осуществляться в многообразных совместных
воспитательных и просветительских трудах, направленных на
профилактику и предотвращение правонарушений, в научной и культурной
деятельности, в пастырском окормлении самих сотрудников органов
охраны порядка. Взаимодействие Церкви и правоохранительной системы
зиждется на основе церковных установлений и специальных
договоренностей с руководством соответствующих ведомств.
Однако самым действенным в преодолении
преступности призвано быть пастырское служение Церкви, особенно в
Таинстве Покаяния. Любому, кто кается в совершенном
правонарушении, в качестве непременного условия разрешения от греха
священник должен решительно предложить отказаться пред Лицом
Божиим от продолжения преступной деятельности. Только таким образом
человек будет побужден оставить путь беззакония и вернуться к
добродетельной жизни.
|