|
XVI.1. Народы и государства вступают друг
с другом в экономические, политические, военные и иные отношения. В результате
государства возникают и исчезают, меняют свои границы, объединяются или
разделяются; они также создают или упраздняют различные союзы. В Священном
Писании содержатся многочисленные исторические свидетельства о построении
международных отношений.
Один из первых примеров межплеменного договора,
заключенного между хозяином земли – Авимелехом – и пришельцем –
Авраамом – описывается в Книге Бытия: "Авимелех… сказал Аврааму:..
поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего,
ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь
поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я
клянусь… И они оба заключили союз" (Быт. 21. 22-24,27). Договоры
снижали опасность войн и столкновений (Быт. 26. 26-31; Иис. 9.
3-27). Подчас переговоры и демонстрация доброй воли предотвращали
кровопролитие (1 Цар. 25. 18-35; 2 Цар. 21. 15-22). Договорами
заканчивались войны (3 Цар. 20. 26-34). Библия упоминает о военных
союзах (Быт. 14. 13; Суд. 3. 12-13; 3 Цар. 22. 2-29; Иер. 37. 5-7).
Подчас военная помощь приобреталась за деньги и другие материальные
ценности (4 Цар. 16. 7-9; 3 Цар. 15. 17-20). Соглашение между
Соломоном и Хирамом носило характер экономического союза: "Вот, рабы
мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за
рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей,
которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне… И был мир между
Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз" (3 Цар. 5.
6,12). Путем переговоров через послов обсуждались такие вопросы, как
возможность прохождения вооруженных людей через чужие земли (Числ.
20. 14-17; 21. 21-22), территориальные споры (Суд. 11. 12-28).
Договоры могли включать передачу территорий одним народом другому (3
Цар. 9. 10-12; 3 Цар. 20. 34).
Содержатся в Библии и описания дипломатических
хитростей, связанных с необходимостью защиты от могущественного
противника (Иис. 9. 3-27; 2 Цар. 15. 32-37; 16. 16-19; 17. 1-16).
Иногда мир покупался (4 Цар. 12. 18) или оплачивался данью.
Бесспорно, одним из средств разрешения споров и конфликтов были
войны, упоминаниями о которых изобилуют книги Ветхого Завета.
Впрочем, в Священном Писании есть примеры переговоров, нацеленных на
избежание войны незадолго до ее начала (4 Цар. 14. 9-10). Практика
достижения соглашений во времена Ветхого Завета была основана на
религиозно-нравственных принципах. Так, даже договор с гаваонитами,
заключенный вследствие обмана со стороны последних, был признан
действительным по причине его священной формулы: "Мы клялись им
Господом, Богом Израилевым, и потому не можем коснуться их" (Иис. 9.
19). Библия содержит запрет на заключение союза с порочными
языческими племенами (Исх. 34. 15). Впрочем, древние иудеи отступали
от этой заповеди. Различные договоры и союзы также часто нарушались.
Христианский идеал поведения народа и
правительства в сфере международных отношений заключается в "золотом
правиле": "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними" (Мф. 7. 12). Употребляя этот принцип не
только в личной, но и в общественной жизни, православные христиане
должны помнить, что "не в силе Бог, а в правде". Вместе с тем, если
кто-либо действует вопреки справедливости, то восстановление ее
нередко требует ограничительных и даже силовых действий по отношению
к другим государствам и народам. Известно, что в силу искаженности
грехом человеческой природы нации и государства практически
неизбежно имеют расходящиеся интересы, связанные, в частности, со
стремлением к обладанию землей, политическому и военному
доминированию, получению максимальной прибыли от производства и
торговли. Возникающая по этой причине необходимость защиты
соплеменников налагает некоторые ограничения на готовность личности
поступиться собственными интересами ради блага другого народа. Тем
не менее православные христиане и их сообщества призваны стремиться
к созиданию таких международных отношений, которые служили бы
максимальному благу и удовлетворению законных интересов собственного
народа, сопредельных наций и всей общечеловеческой семьи.
Взаимоотношения между народами и государствами
должны быть устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству.
Апостол Павел заповедует христианам: "Если возможно с вашей стороны,
будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12. 18). Святитель Московский
Филарет в слове на заключение мира в 1856 году говорит: "Вспомним
закон, исполним волю Божественного Начальника мира – не помнить зла,
прощать оскорбления, быть мирными даже ”с ненавидящими мир” (Пс.
119. 6), кольми паче с предлагающими прекращение вражды и
простирающими руку мирную". При всем понимании неизбежности
международных споров и противоречий в падшем мире, Церковь
призывает власть имущих разрешать любые конфликты путем поиска
взаимоприемлемых решений. Она становится на сторону жертв агрессии,
а также нелегитимного и нравственно неоправданного политического
давления извне. Использование военной силы воспринимается Церковью
как крайнее средство защиты от вооруженной агрессии со стороны
других государств. Такая защита в порядке помощи может быть
осуществлена и государством, не являющимся непосредственным объектом
нападения, по просьбе последнего.
Свои отношения с внешним миром государства
основывают на принципах суверенитета и территориальной
целостности. Эти принципы рассматриваются Церковью как базовые для
защиты народом его законных интересов и являющиеся краеугольным
камнем межгосударственных договоров, а значит, всего международного
права. В то же время для христианского сознания очевидно, что любые
человеческие установления, в том числе суверенная власть
государства, относительны пред лицом Божия всемогущества.
История показывает непостоянность бытия, границ и форм государств,
создаваемых как на территориально-этнической основе, так и в силу
экономических, политических, военных и иных подобных причин. Не
отрицая исторического значения моноэтнического государства,
Православная Церковь одновременно приветствует добровольное
объединение народов в единый организм и создание государств
многонациональных, если в них не нарушаются права какого-либо из
народов. Вместе с тем нельзя не признать существования в
современном мире известного противоречия между общепризнанными
принципами суверенитета и территориальной целостности государства, с
одной стороны, и стремлением народа или его части к государственной
самостоятельности, с другой. Проистекающие отсюда споры и конфликты
должны решаться мирным путем, на основе диалога, при максимально
возможном согласии сторон. Помня о том, что единство есть благо, а
разобщенность – зло, Церковь приветствует тенденции к объединению
стран и народов, особенно имеющих историческую и культурную
общность, при условии, что эти объединения не направлены против
третьей стороны. Церковь скорбит, когда в связи с разделением
полиэтнических государств разрушается историческая общность людей,
попираются их права и в жизнь многих приходят страдания. Разделение
многонациональных государств может считаться оправданным лишь в том
случае, если один из народов находится в явно угнетенном положении
или если воля большинства жителей страны определенно не направлена
на сохранение единства.
Недавняя история показала, что
разделение ряда государств Евразии породило искусственный разрыв
народов, семей и деловых сообществ, привело к практике
насильственного перемещения и вытеснения различных этнических,
религиозных и социальных групп, что сопровождалось утратой народами
их святынь. Попытка создать на обломках союзов мононациональные
государства стала основной причиной кровопролитных межэтнических
конфликтов, потрясших Восточную Европу.
Имея в виду вышесказанное, необходимо признать
полезность создания межгосударственных союзов, имеющих целью
объединение усилий в политической и экономической областях, а также
совместную защиту от внешней угрозы и помощь жертвам агрессии. В
межгосударственном экономическом и торговом сотрудничестве должны
быть применяемы те же нравственные правила, что и вообще в
хозяйственно-предпринимательской деятельности человека.
Взаимодействие народов и государств в данной сфере необходимо
основывать на честности, справедливости, стремлении к достижению
приемлемых результатов совместного труда всеми его участниками (см.
XVI.3). Приветствуется международное сотрудничество в культурной,
научной, просветительской, информационной областях, если оно
устрояется на равноправной и взаимоуважительной основе, направлено
на обогащение каждого из вовлеченных в него народов опытом, знаниями
и плодами творческих достижений.
XVI.2. В течение ХХ века многосторонние
межгосударственные соглашения привели к созданию разветвленной
системы международного права, обязательного для исполнения в
странах, подписавших соответствующие договоренности. Государствами
были также образованы международные организации, решения которых
обязательны для стран-участниц. Некоторым из этих организаций
правительствами передается ряд полномочий, которые касаются
экономической, политической и военной деятельности и в значительной
степени затрагивают не только международные отношения, но и
внутреннюю жизнь народов. Реальностью становится феномен правовой
и политической регионализации и глобализации.
С одной стороны, такое развитие
межгосударственных отношений способствует активизации торгового,
производственного, военного, политического и иного сотрудничества,
необходимость которого диктуется естественным усилением
международных связей и потребностью в совместном ответе на
глобальные вызовы современности. В истории Православия есть примеры
положительного воздействия Церкви на развитие региональных
межгосударственных связей. Международные организации способствуют
разрешению различных споров и конфликтов. С другой стороны, нельзя
недооценивать опасности расхождений между волей народов и решениями
международных организаций. Эти организации могут становиться
средствами несправедливого доминирования стран сильных над слабыми,
богатых над бедными, технологически и информационно развитых над
остальными, практиковать двойные стандарты в области применения
международного права в интересах наиболее влиятельных государств.
Все это побуждает Православную Церковь
подходить к процессу правовой и политической интернационализации с
критической осторожностью, призывая власть имущих как на
национальном, так и на международном уровне к сугубой
ответственности. Любые решения, связанные с заключением судьбоносных
международных договоров, а также с определением позиции стран в
рамках деятельности международных организаций, должны приниматься
лишь в согласии с волей народа, основанной на полной и объективной
информации о сути и последствиях планируемых решений. При проведении
политики, связанной с принятием обязывающих международных соглашений
и действиями международных организаций, правительства должны
отстаивать духовную, культурную и иную самобытность стран и народов,
законные интересы государств. В рамках самих международных
организаций необходимо обеспечить равенство суверенных государств в
доступе к механизмам принятия решений и в праве решающего голоса, в
том числе при определении базовых международных стандартов.
Конфликтные ситуации и споры надлежит разрешать только при участии и
согласии всех сторон, жизненные интересы которых затрагиваются в
каждом конкретном случае. Принятие обязывающих решений без согласия
государства, на которое эти решения оказывают прямое влияние,
представляется возможным лишь в случае агрессии или массового
человекоубийства внутри страны.
Памятуя о необходимости духовно-нравственного
влияния на действия политических лидеров, соработничества с ними,
печалования о нуждах народа и отдельных людей, Церковь вступает в
диалог и взаимодействие с международными организациями. В рамках
этого процесса она неизменно свидетельствует свою убежденность в
абсолютном значении веры и духовного делания для человеческих
трудов, решений и установлений.
XVI.3. Глобализация имеет не только
политико-правовое, но также экономическое и культурно-информационное
измерения. В экономике она связана с возникновением
транснациональных корпораций, где сосредоточены значительные
материальные и финансовые ресурсы и где трудится огромное количество
граждан разных стран. Лица, стоящие во главе международных
экономических и финансовых структур, сосредоточивают в своих руках
огромную власть, не подконтрольную народам и даже правительствам и
не признающую никаких пределов – будь то государственные границы,
этническо-культурная идентичность или необходимость сохранения
экологической и демографической устойчивости. Подчас они не желают
считаться с традициями и религиозными устоями народов, вовлекаемых в
осуществление их планов. Церковь не может не беспокоить и практика
финансовых спекуляций, стирающая зависимость доходов от затраченного
труда. Одной из форм этих спекуляций являются финансовые "пирамиды",
крушение которых вызывает широкомасштабные потрясения. В целом
подобные изменения в экономике приводят к утрате приоритета труда и
человека над капиталом и средствами производства.
В культурно-информационной сфере глобализация
обусловлена развитием технологий, облегчающих перемещение людей и
предметов, распространение и получение информации. Общества, прежде
разделенные расстояниями и границами, а потому по большей части
однородные, сегодня с легкостью соприкасаются и становятся
поликультурными. Однако анный процесс сопровождается попыткой
установления господства богатой элиты над остальными людьми, одних
культур и мировоззрений над другими, что особенно нетерпимо в
религиозной сфере. В итоге наблюдается стремление представить в
качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру,
основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего
себя ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины. Такое
развитие глобализации многими в христианском мире сопоставляется с
построением Вавилонской башни.
Признавая неизбежность и естественность
процессов глобализации, во многом способствующих общению людей,
распространению информации, эффективной
производственно-предпринимательской деятельности, Церковь в то же
время обращает внимание на внутреннюю противоречивость этих
процессов и связанные с ними опасности. Во-первых, глобализация,
наряду с изменением привычных способов организации хозяйственных
процессов, начинает менять традиционные способы организации общества
и осуществления власти. Во-вторых, многие положительные плоды
глобализации доступны лишь нациям, составляющим меньшую часть
человечества, но имеющим похожие экономические и политические
системы. Другие же народы, к которым принадлежит пять шестых
населения планеты, оказываются выброшенными на обочину мировой
цивилизации. Они попадают в долговую зависимость от финансистов
немногих промышленно развитых стран и не могут создать достойные
условия существования. Среди их населения растут недовольство и
разочарование.
Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле
за транснациональными корпорациями и за процессами, происходящими в
финансовом секторе экономики. Такой контроль, целью которого
должно стать подчинение любой предпринимательской и финансовой
деятельности интересам человека и народа, должен осуществляться
через использование всех механизмов, доступных обществу и
государству.
Духовной и культурной экспансии, чреватой
тотальной унификацией, необходимо противопоставить совместные усилия
Церкви, государственных структур, гражданского общества и
международных организаций ради утверждения в мире подлинно
равноправного взаимообразного культурного и информационного обмена,
соединенного с защитой самобытности наций и других человеческих
сообществ. Одним из способов достижения этого может стать
обеспечение доступа стран и народов к базовым технологическим
ресурсам, дающим возможность глобального распространения и получения
информации. Церковь напоминает о том, что многие национальные
культуры имеют христианские корни и последователи Христовы призваны
способствовать укреплению взаимосвязанности веры с культурным
наследием народов, решительно противостоя явлениям антикультуры и
коммерциализации информационно-творческого пространства.
В целом вызов глобализации требует от
современного общества достойного ответа, основанного на заботе о
сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со
стремлением к их духовному совершенству. Помимо сего, необходимо
достичь такого мироустройства, которое строилось бы на началах
справедливости и равенства людей перед Богом, исключало бы
подавление их воли национальными или глобальными центрами
политического, экономического и информационного влияния.
XVI.4. Современная международно-правовая
система основывается на приоритете интересов земной жизни человека и
человеческих сообществ перед религиозными ценностями (особенно в
случаях, когда первые и вторые вступают в конфликт). Такой же
приоритет закреплен в национальном законодательстве многих стран.
Нередко он заложен в принципах регламентации различных форм
деятельности органов власти, построения государственной
образовательной системы и так далее. Многие влиятельные общественные
механизмы используют этот принцип в открытом противостоянии вере и
Церкви, нацеленном на их вытеснение из общественной жизни. Эти
явления создают общую картину секуляризации жизни государства и
общества.
Уважая мировоззренческий выбор нерелигиозных
людей и их право влиять на общественные процессы, Церковь в то же
время не может положительно воспринимать такое устроение
миропорядка, при котором в центр всего ставится помраченная грехом
человеческая личность. Именно поэтому, неизменно сохраняя
открытой возможность сотрудничества с людьми нерелигиозных
убеждений, Церковь стремится к утверждению христианских ценностей
в процессе принятия важнейших общественных решений как на
национальном, так и на международном уровне. Она добивается
признания легитимности религиозного мировоззрения как основания для
общественно значимых деяний (в том числе государственных) и как
существенного фактора, которые должны влиять на формирование
(изменение) международного права и на деятельность международных
организаций.
________________
Основы социальной концепции Русской Православной
Церкви призваны служить руководством для Синодальных учреждений,
епархий, монастырей, приходов и других канонических церковных
учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью,
различными светскими объединениями и организациями, внецерковными
средствами массовой информации. На базе настоящего документа
церковным Священноначалием принимаются определения по различным
вопросам, актуальность которых ограничена рамками отдельных
государств или узкого временного периода, а также достаточно частным
предметом рассмотрения. Документ включается в учебный процесс в
духовных школах Московского Патриархата. По мере изменения
государственной и общественной жизни, появления в этой области новых
значимых для Церкви проблем, основы ее социальной концепции могут
развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса
утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерейским Соборами.
|